Гражданский иск в административном судопроизводстве

Административный иск

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции. В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ). Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

По определенным делам участие представителя является обязательным. Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

КАС РФ позволяет применить меры предварительной защиты по административному иску. В силу ст. 85 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

В качестве мер предварительной защиты по административному иску суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

При этом к мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий. Процедура подачи заявления о применении мер предварительной защиты аналогична процедуре по применению мер по обеспечению иска, предусмотренному ГПК РФ.

В рамках административного судопроизводства закреплена возможность у лица, участвующего в деле, с его согласия получать извещения путем отправки смс-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

Статья 96 КАС РФ устанавливает порядок размещения информации по административному делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая должна быть осуществлена в срок не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.

Кроме того, предусмотрены так называемые меры процессуального принуждения, т.е. действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства. Такие меры предусмотрены и ГПК РФ, однако по сравнению с ним, КАС РФ содержит новые меры в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова, а также обязательства о явке.

В соответствии со ст. 118 КАС РФ суд может ограничить выступление участника судебного разбирательства, если последний касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству. В то же время лишить слова суд может в случае, когда участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Читать еще:  Договор аренды по доверенности от собственника

Мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке может быть при необходимости применена к лицу, чье участие в судебном разбирательстве в силу КАС РФ является обязательным или признано судом обязательным, и представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления остались прежними, нововведением является обязанность прикладывать к исковому заявлению документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя и в определенных случаях у истца. А начиная с 15 сентября 2016 г. появится возможность подачи административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, ст. 125 КАС РФ предусмотрела обязанность для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Для административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, такая процедура при подаче иска является не обязанностью, а возможностью, при осуществлении которой ему обязательно необходимо приложить документы, подтверждающие вручение. Такая же процедура предусмотрена и АПК РФ.

Вопрос о принятии административного искового заявления теперь должен решаться в более короткий срок, а именно в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Немного изменены и сроки рассмотрения и разрешения административных дел. Так, в силу ст. 141 КАС РФ административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. По сложным административным делам установленный срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.

В случае отказа от административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, со стороны органов, организаций и граждан рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

Статьей 291 КАС РФ устанавливается возможность рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства при условии, что:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В этом случае административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства, а судом исследуются только доказательства в письменной форме. Если же для рассмотрения административного дела в таком порядке необходимо выяснить мнение административного ответчика по этому поводу, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Согласно ст. 294 КАС РФ решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Общий же срок подачи апелляционной жалобы (представления) по-прежнему составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме за исключением некоторых категорий административных дел, для которых предусмотрен сокращенный срок обжалования.

В результате изучения Кодекса административного судопроизводства РФ можно прийти к выводу, что большинство положений перекочевали из ГПК РФ, а некоторые нормы были заимствованы у Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако есть, хоть и немногочисленные, но совершенно новые положения, которые с 15 сентября 2015 г. распространяются и на дела, не рассмотренные, но находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, в том числе дела по апелляционным, кассационным, надзорным и частным жалобам и представлениям.

В любом случае, наши адвокаты досконально изучили изменения в законодательстве и готовы представить интересы клиента в административном производстве с учетом измененных правил.

Гражданский иск в административном судопроизводстве

Прокурорский надзор за органами дознания

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод

Прокурорский надзор за предварительным следствием

Надзор за исполнением законов

Средства прокурорского реагирования

Сотрудничество прокуратуры РФ

Прокуратура и правотворческая деятельность

Распределение обязанностей в прокуратуре

Председательствующий в суде присяжных

Вердикт присяжных заседателей

Нарушение порядка в судебном заседании

Взаимодействие адвокатуры с ОГВ

Адвокат по мошенничеству

Мошенничество ст. 159 УК

Адвокат по кражам

Кража ст. 158 УК

Адвокат по наркотикам

Наркотики ст. 228 УК РФ

Oтветственность адвоката перед доверителем

Защита нематериальных благ

Авторское право и искусственный интеллект

Авторское право на служебные произведения

Подведомость в ГПК

Заочное производство в ГПК

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав

Обеспечение исполнения обязательств

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность

Приостановление производства по делу в гражданском процессе

Управление в опьянении

Эволюция ответственности за управление в опьянении

Управления ТС водителем без прав

Применения ремней безопасности или мотошлемов

Управления ТС водителем, лишенным права на вождение

Документы международного образца, дающие право на вождение

Документы российского образца, подтверждающие право управления ТС

Основания административного иска

Административное исковое заявление

Сокрытие источника заражения

Меры предварительной защиты

Представительство по КАС

Право на образование

Полномочия в сфере охраны окружающей среды

Охрана объектов животного мира

Ограничения права собственности на жилые помещения

Споры при межевании

Сервитуты на земельные участки

Сделки с земельными участками

Признание брака недействительным

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Брак иностранных граждан

Возникновения прав и обязанностей родителей

Отмена или изменение завещания

Исполнение завещания и его исполнитель

Наследование усыновленными и усынавителями

Доля в наследстве

Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства

Изменение трудового договора

Защита персональных данных работника

Поощрения в трудовом праве

Прием на работу

Сущность административного иска и его основания.

С введением нового кодекса (КАС РФ), можно говорить о новом понятии в юридической практике — административный иск. В науке и практике данный вопрос пока еще недостаточно проработан, поэтому автор считает необходимым обратить на него внимание в рамках предложенной статьи.

Для начала следует уяснить, что есть иск в административном судопроизводстве. Некоторые ученые склонны полагать, что понятие иска – родовое, следовательно, присуще всем отраслям права. В связи с упомянутыми нововведениями в науке появляется понятие административного иска. Согласно процессуалистам уральской школы, под ним понимается некое требование, направленное на защиту публичных свобод, материальных прав, законных интересов, с которым субъект обращается в суд первой инстанции.

В науке структурно выделим два элемента административного иска-требования – предмет административного иска и его основание.

Предмет, то есть требование административного истца (АИ) к другой стороне (административный ответчик – АО). Включает в себя

1) непосредственно предмет спора (по поводу чего возник конфликт: деньги, юр. факты, решения, действия либо бездействие органов власти) и

2) выбранный (из перечня ст. 124 КАС либо иной) способ защиты прав. К упомянутым способам КАС РФ относит следующее:

Читать еще:  Гпк рф возражение на возражение

— возможность признать часть или весь нормативный акт, который был ранее принят АО, не действующим,

— признать решения, действия, которые приняты либо совершены АИ, незаконными,

— обязать АО, чтобы тот принял по интересующему вопросу некое решение либо обязать выполнить конкретные действия, дабы устранить нарушение законных интересов, прав и свобод, которое тот допустил,

— обязать АО, чтобы тот воздержался от выполнения неких действий,

— узнать (установить), имеются ли у конкретного органа те или иные компетенции и полномочия.

Отметим, в гражданском законодательстве предусмотрен тот факт, что способы защиты ограничены и установлены легально (в ст.12 ГК). Для административного судопроизводства ситуация обстоит иначе: перечень является открытым (ст.124 КАС), в связи с чем допустимо использовать даже такие способы, которые законом прямо не предусмотрены.

Основание административного иска есть некий круг обстоятельств, которые влекут за собой право требования АИ:

1) фактический аспект – такие юр. факты, на которых истец непосредственно будет основывать свои требования,

2) правовой аспект – это указание на правовую норму (нормы), которая в данном случае основывает рассматриваемые требования

Субъектами таких требований (иска) по КАС могут выступить:

1) субъекты частного порядка – граждане, организации;

2) субъекты публичного порядка, но только те, которые в силу закона имеют полномочия реализовать интересы в судебной процедуре либо требовать в таком порядке исполнения лицами их публичных обязанностей.

Как можно заметить, у каждого из обозначенных субъектов есть право на иск, иными словами право, возможность требования защиты с помощью суда (судебная защита). Такое право как раз будет реализовываться, проявляться формально и конкретизироваться как раз при составлении административного искового заявления и его подаче.

Административный иск

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Если для определенной категории административных дел законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, то обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Средством обращения в суд выступает административный иск, формой выражения которого является административное исковое заявление (ст. 124 КАС РФ). Административный иск — одна из разновидностей общего понятия иска, который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу.

Иск представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают ли они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений. В современной теории иска в зависимости от характера посягательства на субъективные права и законные интересы субъектов материальных правоотношений выделяют: а) гражданский иск; б) административный иск и в) уголовный иск. В основе такой классификации лежит родовое понятие иска как требования о защите всякого нарушенного права и законного интереса независимо от его отраслевой принадлежности и характера посягательства.

Административный иск как отраслевая разновидность родового понятия иска характеризуется рядом признаков, отличающих его гражданского иска:

  • 1) возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором или административным правонарушением;
  • 2) сигнализирует возникновение разногласия сторон с противоположными юридическими интересами;
  • 3) цель административного иска — защита ущемленного субъективного публичного права или нарушенного правопорядка предусмотренным в законе способом — путем восстановления нарушенного права или возложения обязанности, в том числе обязанности понести административное наказание;
  • 4) предмет исковой защиты — субъективное публичное право, законность административного акта или публичный правопорядок, которые лицо, обращающееся в суд, полагает нарушенными;
  • 5) основание — юридические факты, включающие: а) факты правонарушения и правопрепятствования в сфере публичного управления и материальные нормы публичного нрава; б) юридические факты административно-процессуального характера и процессуальные нормы, на основании которых у лица существует право на судебную защиту и которые регулируют процесс осуществления этого права;
  • 6) использование судом специальных процессуальных средств и механизмов при разрешении спора, заявленного административным иском.

Исходя из этих признаков административный иск может быть определен как требование к судебному органу о защите субъективных публичных прав и законных интересов и (или) законности и публичного правопорядка, исходящее из указанного заявителем спорного публично-правового отношения и предполагающее разрешение конфликтной ситуации посредством применения правовосстановительных либо административно-принудительных мер.

Процессуальная форма, в которой происходит защита нарушенного в спорном правоотношении права, называется исковой формой. В рамках этой формы иском начинается судебный процесс, им определяются ход и границы этого процесса и, наконец, решением по иску завершается судебное разбирательство. Он определяет способ защиты права и форму производства по рассмотрению и разрешению дел в суде. Исковая форма административного судопроизводства в общем суде определяет наиболее общие правила судебного разбирательства (разд. Ill КАС РФ).

Для исковой формы защиты права характерны следующие признаки’.

  • 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке, установленном законом, т.е. иска;
  • 2) наличие спора о нарушенном праве. В административном судопроизводстве суд разрешает споры о праве административном (в широком смысле — публичном);
  • 3) наличие двух сторон с противоположными интересами, которые наделены законом определенными полномочиями по защите их прав и интересов в суде.

Таким образом, исковая форма как атрибут судебного административного процесса предполагает административный иск — требование о защите, которое облекается в форму искового заявления. Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

  • 1) о признании не действующим полностью или в части НПА, принятого административным ответчиком;
  • 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  • 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Законодатель оставляет перечень возможных исковых требований открытым. Он устанавливает (ч. 2 ст. 124 КАС РФ), что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ. Исходя из этой статьи оно должно содержать, в частности, наименование административного истца и административного ответчика, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом, и т.д.

В определенных законом случаях ответчик может противопоставить заявленному иску самостоятельное право требования к истцу путем подачи встречного административного иска (ст. 131 КАС РФ). Встречный иск — это самостоятельное исковое требование, заявленное ответчиком в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначальным в целях защиты своих интересов. Подача встречного административного искового заявления осуществляется по общим правилам предъявления административных исковых заявлений.

Читать еще:  Где получить льготный проездной для пенсионеров

Принятие административного искового заявления в качестве встречного административного искового заявления допускается при выполнении одного из следующих условий:

  • — между встречным и первоначальным административными исковыми заявлениями имеется взаимосвязь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений;
  • — удовлетворение встречного административного искового заявления исключает полностью или в части удовлетворение первоначального административного искового заявления;
  • — встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В исковом административном судопроизводстве стороны обладают правом на распоряжение административным иском, т.е. на распорядительные действия, направленные на изменение материально-правовой основы административного спора. КАС РФ к числу распорядительных действий сторон относит такие, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение соглашения о примирении.

Отказ от административного иска как односторонний распорядительный акт истца выражает процессуальную форму его отказа от материально-правового требования к ответчику. Он представляет собой высказанное в ходе административного судопроизводства безоговорочное отречение административного истца от судебной защиты своего требования, направленное на прекращение судопроизводства по делу. Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существ>’ в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции.

Распорядительные действия административного истца, кроме отказа от иска, в ходе судопроизводства могут проявляться: а) в изменении им исковых требований, т.е. изменении предмета или основания иска и б) уточнении исковых требований, т.е. их дополнении или уменьшении.

Он вправе совершить эти действия до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 46 КАС РФ).

Признание административного иска — открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования, направленное на окончание судопроизводства путем вынесения решения в пользу административного истца. Административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции. Суд не принимает признание ответчиком административного иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Примирение сторон (ст. 137 КАС РФ) может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и, возможно, в случае допустимости взаимных уступок сторон. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Административный иск может быть обеспечен мерами предварительной защиты. Эти меры применяются судом в целях исполнения будущего решения суда, если позже его исполнение может быть затруднено. Правила применения этих мер установлены гл. 7 КАС РФ.

Основанием для применения мер предварительной защиты является заявление административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

  • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту нрав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие таких мер по определенным категориям административных дел.

Административное исковое заявление – что это такое

Что представляет собой Административное исковое заявление

Написание искового заявления, при обращении граждан в суд – это прямой инструмент для защиты своих прав и интересов.

В зависимости от отрасли права, делопроизводство при подаче иска может осуществляться, например, по Уголовному или Административному Кодексу. По каждому из них имеются свои особенности, тонкости и правила грамотного оформления иска. Остановимся подробнее на административном исковом заявлении.

Основной особенностью данного заявления является то, что спорными сторонами в суде могут выступать только лишь гражданское лицо с одной стороны и государственный орган/лицо с другой. То есть, иски с двумя гражданскими либо физическими лицами уже не относятся к ведению административного делопроизводства.

Вопросы подачи, оформления и дальнейшего продвижения административного иска прописаны в Кодексе Административного судопроизводства или КАС.

Момент начала производства административного дела в суде начинается с предъявления заявления. Административное исковое заявление подается только в письменной форме и должно содержать в себе следующую информацию и реквизиты:

  • официальное название суда в который подается заявление;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для истца, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для истца, как юридическое лицо;
  • Ф.И.О., дата рождения, место жительство для ответчика, как физическое лицо;
  • наименование и адрес организации для ответчика, как юридическое лицо;
  • подробное описание информации о факте нарушения прав и интересов истца;
  • подведения итогов, в виде окончательных и обоснованных требований к ответчику;
  • дата и подпись заявителя;
  • приложение, в виде копий документов, имеющих прямое отношение к делу.

В тексте заявления не допускается наличие грамматических ошибок, нелексических слов и использование сокращений. Данные о суде, заявителе и истце оформляются в углу в виде «шапки» документа. После по центру пишется название документа исходя из характера иска, т.е. «Исковое заявление о…».

Далее идет основная часть, в виде описания ситуации и сути претензий. Такс должен носить спокойный характер, без эмоциональных высказываний. Факты подлежат описанию кратко и по делу с указанием конкретных дат. В заключении, основываясь на нормах права, высказывается в порядке перечисления требования по иску.

Описание приложения и подпись – завершающие моменты написания административного искового заявления.

Подача административного искового заявления

Согласно действующему КАС РФ, изначально перед подачей заявления в суд, законодатель требует от истца использовать попытку досудебного разрешения спора. Согласно этому составляется досудебная претензия, которая выглядит как способ мирного урегулирования ситуации.

При отказе либо бездействии со стороны ответчика на нее, заявитель имеет полное право начать разбирательство уже в суде.

Письменное предъявление права в суд по спорному вопросу может осуществляется лично истцом, его представителем либо почтовыми услугами. Выбор территориального суда для подачи иска зависит от того, кто выступает ответчиком:

  • если ответчиком выступает государственный орган, то иск подается в суд по месту нахождения данного органа;
  • если ответчик должностное лицо, либо гражданское – иск подается по месту нахождения данных людей.

Грамотное написание и предоставление иска в суд, согласно всем существующим требованиям КАС, подлежит тщательному досмотру судьи. Рассмотрение заявления может длиться от трех до пяти рабочих дней.

При обнаружении ошибок либо недостающих копий документов по делу иск может быть не принят для дальнейшего его рассмотрения. Одним из таких ошибок может быть неоплаченная государственная пошлина.

Сумма пошлины варьируется в зависимости от характера искового заявления. При подаче заявления не имеющих денежных требований к ответчику, государственная пошлина начинается с суммы для физического лица от 300 рублей, для юридического от 2000 и выше.

Для исков, имеющих финансовый характер – размер пошлины начинается от 400 рублей и выше, в зависимости от финансовой оценки имущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector