Гостевая парковка во дворе жилого дома

Как парковаться во дворе жилого дома

Машин становится больше, а места у домов — все меньше. Стихийные парковки мешают жильцам и вызывают конфликты. Рассказываем, как парковать машину во дворе, чтобы не раздражать соседей и не нарушать закон.

Можно ли парковаться во дворе

Если коротко — да, можно.

Когда говорят, что постоянно парковаться во дворе нельзя, ссылаются на СанПин 2.1.2.2645-10. В нем написано, что прямо возле дома нельзя организовать постоянную автопарковку — только гостевую. То есть машину можно оставить, но на короткое время.

На деле нет закона, который бы проводил границу между гостевой и постоянной парковкой. И если машина не пылится у дома пару месяцев, доказать, что она припаркована неправомерно, вряд ли получится.

Возле дома можно организовать постоянную парковку для жильцов. Ниже расскажем, как это сделать. А пока — о запретах.

Ограничения дворовой парковки

В теории парковаться у дома жильцам нельзя, но по факту за это вряд ли накажут. А вот за нарушение некоторых запретов придется расплачиваться. Нельзя:

Останавливаться и парковаться на газонах и клумбах. Штраф — 500 рублей в регионах и 2500 рублей в Москве и Санкт-Петербурге

Оставлять машину возле мусорных контейнеров. Штраф — 2000 рублей в регионах, 3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге

Парковаться во дворе жилого дома с включенным двигателем. Штраф — 500 рублей

Парковаться на тротуаре. Штраф — 1000 рублей в регионах, 3000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге

Загромождать проезд. Можно получить штраф от 500 до 5000 рублей, если из-за припаркованного автомобиля не сможет проехать спецтехника

Ставить у жилого дома грузовики весом от 3,5 тонн, если нет специальных знаков или разметки. Штраф — 500 рублей в регионах, 2500 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге

Местные администрации могут устанавливать свои правила и увеличивать штрафы. Например, в Москве за парковку в зоне зеленых насаждений можно получить квитанцию не на 2500 рублей, а на 9500: 5000 за саму парковку и 4500 — за повреждение растений. Это суммы для граждан. Должностным лицам и бизнесу достанется сильнее — штрафы достигают 300 000 рублей.

Если кто-то неправильно паркуется, жалобу направляют в ГИБДД. Они разбирают случаи, которые связаны с нарушением правил дорожного движения. Если там не помогут, можно обратиться в другие подразделения МВД или к местным властям.

Как организовать парковку на придомовой территории

На придомовом участке можно обустроить постоянную парковку.

Сразу разберем ограничения:

В зависимости от количества мест считают расстояние до жилого дома и других объектов. Например, парковка до 10 мест должна быть не ближе 10 м к многоквартирному дому и не ближе 25 м — к детским садам, школам, больницам, техникумам. Чем больше мест, тем дальше ее придется расположить. Подробнее — в таблице 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

На парковке выделяют минимум 10% мест для инвалидов. Меньше одного места выделить нельзя. (Статья 15 Федерального закона N 181-ФЗ)

Важно знать

Если хотите организовать парковку, первым делом проверьте, есть ли у дома придомовая территория. Должны быть данные в Государственном кадастре недвижимого имущества.

Бывает так, что в кадастре данных нет. В этом случае созывают собрание собственников помещений многоквартирного дома и поднимают вопрос о межевании. Если «за» проголосовало большинство, назначают ответственного за оформление или передают запрос в управляющую компанию. Оформляют межевание, ставят участок на кадастровый учет.

Когда границы участка обозначены, снова созывают собрание собственников. Теперь обсуждают парковку. Первым делом голосуют, нужна ли она вообще. Если «за» голосуют ⅔ собственников помещений, парковке быть. Назначают ответственного и решают, будет парковка платной или бесплатной, как финансировать строительство.

Дальше — проект. Его составляет проектная организация. Там учитывают все: разметку, расположение знаков, пропускные пункты, ограждения, камеры. Готовый проект согласовывают в ГИБДД, районной администрации и Комитете по архитектуре и градостроительству.

Согласованный проект подают в Департамент земельных ресурсов. К нему прилагают свидетельство о праве собственности на участок, оригинал протокола собрания собственников и выписку из кадастрового реестра о площади придомовой территории.

После всех согласований нанимают подрядчика, и тот обустраивает парковку.

На готовой площадке могут парковаться все жители дома. Закрепить за собой парковочное место не получится — придомовая территория принадлежит всем собственникам. Зато машин у подъездов станет меньше.

Можно ли парковать машину во дворе жилого дома?

Сначала людей испортил квартирный вопрос, а потом — вопрос с парковочными местами. Последних в текущих реалиях российской жизни постоянно не хватает. Чаще всего жильцы многоквартирных домов просто оставляют автомобили в своих дворах, но теперь так делать нельзя. KnowRealty.ru разбирается в новых правилах и объясняет, где можно оставлять машину, а где — нет.

Иллюстрация: Анастасия Тимофеева

Почему парковаться во дворе нельзя

Читать еще:  Гпк рф возражение на возражение

В постановлении от 1 ноября 2018 г. № АПЛ18−470 Верховный суд РФ определил, что постоянная парковка автомобилей во дворах многоквартирных жилых домов нарушает положения Санитарных правил. С другой стороны, для парковки автомобиля во дворе жилого дома оснований не нужно.

“Согласно санитарному законодательству РФ (п. 2.3, п. 2.10 СанПиН) гостевые стоянки во дворах допустимы, но какие-либо другие — нет, — объясняет Илья Миненко, юрист фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников”. — Под гостевыми парковками понимаются открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилой застройки”.

Разгрузить машину после поездки в супермаркет около подъезда можно, гостям припарковаться на пару часов во дворе вашего дома тоже никто не запрещает. А вот использовать двор как постоянную стоянку и оставлять машину на ночь или на несколько дней — уже нельзя. Это, согласно ст. 6.3 — 6.4 КоАП, является прямым нарушением закона и может грозить штрафом до 1000 рублей.

Омский двор в 12-м микрорайоне. Wicimedia Commons / (CC BY-SA 3.0)

Когда гостям закон не писан и когда — писан

С гостевыми стоянками есть одна загвоздка. Закон не уточняет, на сколько конкретно по времени можно оставить на гостевой парковке машину. И если кто-то из ваших соседей задастся целью научить вас соблюдать закон, ему всего-то потребуется сделать несколько фотографий припаркованного на ночь автомобиля и обратиться с жалобой в Госавтоинспекцию. После внушительного штрафа “гостить” на парковке, вероятно, больше не захочется.

Но для находчивых есть и хорошие новости. Так как гостевая парковка рассчитана на гостей, то теоретически можно оставить свой автомобиль в соседнем дворе. Но если жители этого многоквартирного дома тоже не захотят видеть на своих гостевых парковках чужаков, то они могут решить ограничить въезд во двор шлагбаумом или забором.

Саратовский двор по адресу ул. Астраханская, 113/331. Фото: Юлия Исаева

Почему поставить шлагбаум сложно

Здесь тоже есть свои особенности. Чтобы поставить шлагбаум, нужно понимать, в чьей собственности находится земельный участок. По словам Михаила Якимова, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта, 90% территории крупных и крупнейших городов в России находятся в частной собственности, и только 10% являются территориями общего и муниципального пользования. Частные территории – это те, которые прилегают к многоквартирным домам и по закону являются собственностью владельцев недвижимости в этом многоквартирном доме. В таком случае установка шлагбаума зависит только от коллективного желания жильцов и управляющей компании. Но бывает и по-другому.

“Федеральные или неразмежёванные земли занимают 90% территории всей Москвы. И только 10% земли находится в частной собственности, — рассказывает Якимов. Большинство жилых многоквартирных домов имеют в собственности земельный участок, равный пятну застройки этого дома, то есть, ограниченный периметром самого сооружения дома. Соответственно, никакого придомового участка и никакого двора в собственности жителей этого дома не существует. И поэтому никакие правила доступа к этим территориям жильцы устанавливать не могут. И по закону все имущественные и земельные вопросы использования этих территорий находятся в ведении муниципальных образований, которых в Москве в данный момент 146. Именно администрации муниципальных образований Москвы определяют порядок пользования этими земельными участками”.

Если придомовой земельный участок находится в собственности или муниципальные власти разрешили установить ограничения на въезд во дворе, тогда нужно назначить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

“С помощью решения того же собрания можно абсолютно легально ограничить въезд на парковку, например, установить шлагбаум, забор, — поясняет Илья Миненко. Однако, в каждом конкретном случае необходим тщательный анализ законодательства. Например, не будут ли установкой забора нарушены правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, не будут ли нарушены права юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этом же доме”.

Новочеркасский двор по адресу ул. Гвардейская, 36. Nonexyst / Wikipedia(CC BY-SA 4.0)

Как организовать парковку во дворе дома

Всё это не значит, что парковать автомобили во дворе нельзя совсем. Можно, если жителями организована специальная стоянка. Но чтобы это сделать, нужно выполнить несколько обязательных условий:

  • парковка от 10 до 50 машиномест должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка от 50 до 100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка от 100 до 300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха, а парковки с большим количеством машин — на расстоянии не менее 50 метров.

Московский двор по адресу ул. Мира, 19.
Alexander Kachkaev / Wicimedia Commons(CC BY 3.0)

Что делать с “импровизированными” парковками

По-другому обстоит дело с импровизированными парковками, которые устанавливают предприимчивые жильцы. В общем дворе они возводят свою стоянку — из верёвок, палок или металлических складных столбиков. Какие бы конструкции эти жильцы не сооружали, они являются незаконными и подлежат демонтажу, а нарушителю грозит штраф за самовольное занятие земельного участка или его части. Размеры наказания немаленькие (ст. 7.1 КоАП РФ) — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 рублей (если кадастровая стоимость определена) или в размере от 5 000 до 10 000 рублей (если кадастровая стоимость земельного участка не определена).

Читать еще:  Если отключили свет куда звонить новосибирск

Бороться с нарушителем может как один жилец дома, так и домоуправляющая компания. Сначала захватчику следует показать статьи 304 и 305 ГК РФ, а если это не поможет, обратиться в суд.

Можно ли парковаться во дворах: главное из решения Верховного суда

Верховный суд снова разъяснил права автомобилистам: парковаться жильцам дома во дворах на гостевых парковках – дело противозаконное. Что изменит новый документ?

Что за определение?

Увы, города и места для парковок растут гораздо медленнее, чем число автовладельцев. К тому же за ними не поспевает и законодательная база. Одному гражданину – Роману Теплиничеву надоело, что у него во дворе под окнами постоянно стоят автомобили, которые мешают соседям и мамам с детьми. Поэтому он решил выяснить, разрешено ли вообще ставить автомобили во дворах, и какими правилами это регулируется. Оказалось, что требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.

В нормах фигурировало два понятия – “гостевая автостоянка” и “постоянная автостоянка”. В частности говорилось, на территории дворов размещать “постоянные автостоянки” запрещено. А вот гостевая стоянка могла размещаться без ограничений. Для таких парковок нет требований по удаленности.

Впрочем, чёткого определения, что же такое “гостевая автостоянка” в нормах СаНпиН всё же нет, но из них следует, что это автостоянка, размещаемая на участке жилой застройки (на открытой площадке вблизи жилого дома), предназначенная для организованной стоянки легковых автомобилей, владельцы которых не являются жильцами указанного дома. Требований к отдаленности у таких стоянок нет. Однако гостевая парковка – это не просто удобное место под деревом. Это специально отведенная территория, зарегистрированная, отмеченная линиями на асфальте и оборудованная специальным знаком.

Но законодатель имел ввиду одно, а на практике стало твориться совершенно другое. На придомовых территориях самим жителям приходится ставить свои собственные автомобили на гостевые стоянки – и это ещё в лучшем случае. Обычно просто куда попало.

Ну а как иначе, если зоны гаражей сносят то тут, то там, а выкуп подземных парковок – очень дорогое удовольствие. Узкие дворы с высотками вообще не отвечают потребностям живущих в них автовладельцев. Но с другой стороны и других жильцов можно понять – вечером по двору вообще не пройти из-за поворачивающих и сигналящих авто.

Таким образом, санитарные нормы повсеместно не соблюдаются, а текущее положение дел нарушает права обитателей близлежащих домов на благоприятную среду обитания. Поэтому гражданин и обратился с иском в Верховный суд, чтобы пункты СанПиНа о гостевых парковках признали недействующими.

Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с чётким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зелёных насаждений.

На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки, кроме гостевых.

Что решил Верховный суд?

Как и следовало ожидать, ради одного иска СанПиН менять не стали – все пункты о статусе и существовании гостевых парковок оставили на месте. Дескать, все люди имеют право на благоприятную окружающую среду, но гостевые парковки никоим образом законы никакие не нарушают.

Однако то, что граждане используют гостевые парковки как постоянные – прямое нарушение закона.

Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, является нарушением положений Санитарных правил и не свидетельствует об их незаконности – написал в Определении Верховный суд.

И что теперь будет?

Фактически, суд признал, что ставить на регулярной основе машины возле дома в местах, которые считаются гостевой парковкой, жильцам нельзя. Это и раньше было запрещено, но суд разъяснил это ещё раз.

Самовольная стоянка – это повод для штрафа по статье КоАП 6.4. Для физических лиц – это от 500 до 100 рублей, до 2000 рублей для должностных лиц и ИП и от 10 до 20 тысяч рублей для юридических лиц. Ну а соседи, которые не хотят договариваться с автолюбителями получили замечательный козырь в свои руки. Теперь, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая “гостевая” стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома.

Гостевая парковка во дворе жилого дома

Решение Верховного суда России фактически говорит о том, что гостевые парковки около многоквартирных домов в их нынешнем виде используются вопреки СанПиН. То есть автовладельцы, которые держат на таких парковках автомобили, и даже управляющие компании, могут быть оштрафованы. Большой и подробный материал об этом размещен на портале Росквартал. Попробуем пересказать историю покороче, а также понять, чем все это может нам грозить.

Читать еще:  Договор субаренды безвозмездного пользования нежилого помещения

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускают нормы СанПиН. Но с некоторыми оговорками: «на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых» .

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, отметила, что в Федеральных законах нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Истец не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта. Суд также отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил.

В итоге суд отказал истцу в том, чтобы признать гостевые парковки незаконными, но его апелляционное определение позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций.

На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта , то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда. Но вот использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже управляющих организаций к административной ответственности по статьям 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома:

Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:

  • для 10 автомобилей – не менее 10 метров от МКД;
  • для 11-50 автомобилей – не менее 15 метров;
  • для 51-100 автомобилей – не менее 25 метров от дома.

Непосредственно перед окнами жилых домов машины ставить нельзя – такие парковки не соответствуют санитарным нормам.

Если парковка организована на придомовой территории, она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта.

И вот еще, очень важное: проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, можно констатировать: в подавляющем большинстве случаев парковки возле многоквартирных домов в Костомукше – вне закона , по разным причинам, а то и по сумме причин. В половине дворов никаких парковок нет вообще, машины стоят где попало, в том числе под самыми окнами. А если есть, то все они оформлены как гостевые, то есть автовладельцев можно штрафовать за использование их как постоянных стоянок для личных авто. Но собственники могут принять решение о том, чтобы оформить землю под домом и придомовую территорию в общую собственность МКД, а гостевым парковкам придать статус автостоянок. Боюсь, в этом случае выяснится, что этого сделать нельзя, поскольку не будут соблюдено установленное санитарными нормами расстояние между стоянкой и домом.

Попали, в общем. Особенно те, кто в свое время выбивали в администрации разрешения на гостевые парковки, вкладывали немалые деньги в их обустройство и резонно полагали, что тем самым «купили» себе парковочное место во дворе.

Остается лишь надеяться на то, что известная максима «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» сработает и на этот раз. А еще круговая порука. Я просто так и представляю себе сотрудника, например, полиции, который идет оформлять протоколы на жителей домов, но при этом его собственное авто точно так же стоит на гостевой парковке возле дома. Или сотрудника администрации, который в свое время выдавал разрешение на организацию гостевой парковки, прекрасно понимая, что здесь будет стоянка для личных авто собственников МКД.

В общем, думаю, паниковать пока рановато. Но принять к сведению имеет смысл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector