Содержание

Кто убирает придомовую территорию многоквартирного дома

Уборка снега у подъезда управляющими компаниями

Должны ли управляющие компании зимой посыпать дорожки на придомовой территории?

И так как тема эта, как не странно, очень сложная и одновременно очень простая.

Деятельность управляющей организации, обслуживающей дом, если мы говорим об уборке и содержании придомовой территории, регламентируется с одной стороны федеральным законодательством, а с другой стороны, то как управляющая организация должна содержать придомовую территорию, регламентируется также и местными нормативными актами, – так называемыми Правилами благоустройства.

Поговорим подробно и о том и о другом

Почему управляющие компании и/или ТСЖ в принципе обязаны убирать придомовую территорию?
Согласно требованиям части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан». И при этом, согласно требованиям части 3 статьи 39 ЖК РФ содержание общего имущества в многоквартирном доме должно производится в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многогоквартирном доме, установленные Правительством РФ.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 № 491 (далее для краткости будем называть эти правила – Правила № 491).

И там, в пункте 10-м этих правил написано, что общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и принадлежащий дому земельный участок, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

А в пункте 11 Правил № 491 написано, что в содержание общего имущества входит «уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества».

Что именно должны убирать?

Минимальный перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290, уточняет, что же все-таки входит в перечень услуг и работ по содержанию придомового земельного участка.

Согласно пункту 24 данного минимального перечня, управляющие организации в холодное время года обязаны:

  • очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см и сдвигать свежевыпавший снег, очищать придомовую территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
  • очищать придомовую территории от снега наносного происхождения (или подметать такую территорию, свободную от снежного покрова), очищать придомовую территорию от наледи и льда;
  • убирать крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Должны ли УК/ТСЖ убирать снег и лед с крыльца подъезда, отмостки и тротуаров и как часто?

Должны, причем это требование закреплено не только в минимальном перечне (см. последний абзац ответа на предыдущий вопрос), но и значительно раскрыто в Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г, № 170 (в дальнейшем будем называть их – Правила № 170).

Согласно данным Правилам:

  • во время снегопада при температуре воздуха ниже -2°С снег с тротуаров должен сдвигаться или подметаться не реже чем каждые 3 часа, а для тротуаров с большой проходимостью это время может быть снижено до 2 или 1 часа (таблица 3.2 Правил № 170), а для городов Северной климатической зоны эта периодичность должна быть сильно сокращена, вплоть до непрерывной чистки снега во время снегопада (п. 3.6.30. правил № 170);
  • если же температура воздуха выше -2°С то периодичность уборки тротуаров сокращается в два раза (таблица 3.2 Правил № 170);
  • при отсутствии снегопадов тротуары должны подметаться не реже раза в 3 суток (таблица 3.2 Правил № 170), причем снег наносного происхождения должен убираться в ранние, утренние, часы машинами с плужно-щеточным оборудованием (п. 3.6.15. Правил № 170);
  • участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега, при этом сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п. 3.6.21. Правил № 170);
  • снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок, а при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 3.6.22. Правил № 170);
  • накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы (п. 3.6.15. Правил № 170).

Куда должен убираться снег и лед, убранные с придомовой территории?

  • убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах – к местам складирования (п. 3.6.16.), а сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда (п. 3.6.17. Правил № 170);
  • на тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления (п. 3.6.18.), работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее чем 6 – 12 ч с момента окончания снегопада, в зависимости от количества пешеходов на тротуаре (чем больше интенсивность движения пешеходов по тротуару, тем быстрее должен быть убран снег) (п. 3.6.19. Правил № 170);
  • снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений (п. 3.6.20. Правил № 170).

Должна ли производится посыпка тротуаров во дворах песком или солью?

Согласно все тем же Правилам № 170:

  • при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (п. 3.6.23. Правил № 170), обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений, при этом песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5-8% массы песка (п. 3.6.26. Правил № 170)
  • время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ – 3 ч (3.6.24. Правил № 170);
  • размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (п. 3.6.25. Правил № 170).

Вторым документом, согласно которому управляющие организации обязаны бороться с гололедом во дворах и при необходимости делать посыпку, таким документом являются Санитарные правила и нормы, которые обязательны для всех управляющих компаний в силу положений все той же части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и положений пункта 10 правил № 491.

Читать еще:  Льготы педагогам в сельской местности пенсионерам

Также, в пункте 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10. указано, что уборка территории многоквартирных домов должна проводиться ежедневно, включая в зимнее время года – антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое). А о том, что требования санитарных норм обязательны для управляющих организаций, я писал в ответе на первый вопрос.

Должны ли УК/ТСЖ убирать территорию за пределами сформированного под домом земельного участка?

Вернемся к Правилам № 491. В подпункте “в” пункта 15 данных правил указано, что в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

То есть не должны

Однако в противоречия с этими положениями входят нововведения, активно включаемые в правила благоустройства российских городов в настоящее время. Почему так получилось:

29 декабря 2017 года вышел Федеральный закон N 463-ФЗ, “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Федеральный закон N 463-ФЗ :

  1. Ввёл в Градостроительный кодекс РФ понятие “прилегающая территория” – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации”.
  2. Он же ввел в статью 55.25 того же Градостроительного кодекса РФ часть 9-ю: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.».
  3. И этот же закон вводит в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” статью 45.1. «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования». Где в части 2 пункта 13 говорится, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Соответственно, в виду этих изменений, в вашем регионе должен быть принят закон субъекта, которым определены правила определения границ прилегающей территории, и в вашем муниципалитете могут быть внесены изменения в правила благоустройства о том, что жители многоквартирных домов также обязаны оплачивать уборку и прилегающей территории, не являющейся частью принадлежащего дому земельного участка.

В значительном количестве городов соответствующие изменения в правила благоустройства уже приняты, и управляющим компаниям приходится убирать снег и лед и за пределами принадлежащего дому земельного участка, несмотря на то что в Правилах № 491 содержится прямой запрет на это. Точку в данном вопросе должна поставить судебная практика, которая, к сожалению, еще не сформировалась.

А какие дополнительные требования к уборке территории в зимний период могут быт в местных Правилах благоустройства?

Практически в каждом населенном пункте в правилах благоустройства есть свои положения, которые для управляющих организаций дублируют те требования федерального законодательства, о которым я написал выше, или же вводят какие-то свои дополнительные требования.

Например, в Правилах благоустройства города Красноярска дополнительно определено что:

  • при сбрасывании снега и наледи, скалывании сосулек на крыше должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность граждан, сохранность имущества граждан, сохранность древесно-кустарниковых растений, воздушных линий электроснабжения и связи, светофорных объектов, дорожных знаков, декоративной отделки и инженерных элементов зданий;
  • при производстве зимней уборки запрещается сбрасывать снег, лед на объекты инженерной инфраструктуры, в водоемы, на проезжую часть автомобильных дорог, а также вывозить и складировать снег в не предусмотренные для этих целей места.

Внимательно ознакомьтесь с правилами благоустройства вашего города, и если ваша управляющая организация ненадлежащим образом ухаживает за придомовой территорией, то вы можете не только пожаловаться в жилинспекцию на то, что имеет место быть нарушение требований жилищного законодательства, но и написать заявление о нарушениях требований правил благоустройства в местную административную комиссию.

А если УК/ТСЖ не убирают снег, остается только жаловаться на них?

Да, вы всегда можете написать жалобу на нерадивых жилищников. Правда не всегда это приводит к незамедлительному решению проблемы.

На проведение проверки у жилинспекции есть 30 дней, и многие нерадивые жилищники пользуются этим, убирая снег только перед датой проверки. А ведь проверка может быть проведена спустя 20-25 дней с момента, когда вы подадите жалобу.

Более эффективным чем написание жалоб может быть фиксация факта того, что управляющая компания оказывает услуги ненадлежащего качества (не чистит снег, не посыпает дорожки), и последующее требование перерасчета, желательно всем домом.

В чьи обязанности входит уборка придомовой территории? Законные нормативы и график работ

Под понятием «придомовая территория» понимается земельный участок, который закреплен за одним конкретным многоквартирным зданием или, в исключительных случаях, за несколькими. На данном сегменте во дворах могут быть расположены различные объекты, находящиеся в общем пользовании жильцов, которые нужно убирать (спортивные и детские площадки, парковка для автомобилей, зоны отдыха, элементы озеленения и т.д.), возникает вопрос: кто должен за всем этим следить?

Уборка придомовой территории (ПТ) подчиняется определенным законам и принципам, которые гражданам необходимо знать, чтобы контролировать работу ответственных в данной области лиц.

Законодательство о нормативах, регулирующих очистку двора

Документы, регламентирующие деятельность лиц по уборке придомовой территории:

Данные нормативные акты содержат общие правила, установленные на региональном и федеральном уровнях. В дополнение к ним региональные власти могут ввести собственные документы на условиях, чтобы не было требований, противоречащих основному законодательству.

Чья это обязанность по закону?

Собственники жилья имеют право лично совершать действия по содержанию помещений и территорий совместного пользования. Или привлекать других лиц для уборки придомовой территории с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (ПП № 491, п. 12).

Кто должен убирать, если земля в собственности муниципалитета

Процесс предоставления коммунальных услуг (в том числе и уборка ПТ) осуществляется на основании соглашения между собственниками государственного или муниципального жилищного фонда и управляющей компании (УК).

В этом случае управляющая организация самостоятельно заключает договоры с фирмами, предоставляющими услуги по уборке придомового участка, а также контролирует качество выполняемых работ (МДК 2-04.2004, ч. 3.2).

Участок во владении жильцов

Владельцы квартир самостоятельно заключают договор с управляющей организацией (в соответствии с ч. 5 ст. 161, 162 ЖК РФ). Она занимается наведением порядка на участке вверенного дома собственными силами или передает полномочия посреднику, который будет выполнять уборку ПТ.

Если интересы собственников жилых помещений представляет ТСЖ, то товарищество ищет дворника или компанию, предоставляющую услуги по уборке придомовых территорий. Объединение собственников квартир может привлечь к очистке участка и УК, которая будет заниматься выполнением отдельных работ в рамках контракта.

Контролерами деятельности компании, с которой был подписан договор по уборке ПТ, являются собственники жилого помещения или представляющая их интересы организация (УК, ТСЖ и др.). В случае неисполнения соглашения, заказчик может обратиться в суд.

Лицо, занимающееся очисткой придомовой территории, по поручению жильцов дома или компании, с которой заключено соглашение об уборке, называется дворник.

Обязанности дворника в зависимости от времени года: удаление листвы в летний период или снега в зимний

Перечень мероприятий, которые входят в обязанности дворника, прописываются в нормативных документах и в заключаемом с УК трудовом договоре, котором в том числе прописано, сколько раз в неделю должна производиться уборка двора и придомовой территории.

Функции дворника могут быть расширенны или сужены, в зависимости от климатических особенностей региона, в котором происходит уборка ПТ.

Кто оплачивает услуги?

Согласно правилам, внесенным в действующий ЖК РФ, владельцы жилых помещений обязаны вносить средства на содержание объектов, находящихся в общем распоряжении, в том числе и на оплату уборки земельного участка, принадлежащего собственникам.

Правила и нормы

Нормы наведения порядка на ПТ:

  1. Очистка дорог, тротуаров, садов, детских площадок во дворах осуществляется специальными организациями, с которыми заключен договор о поставке услуги.
  2. Уборка производится вручную, если оборудование не имеет доступа к объекту.
  3. Снегоуборочная техника может находиться в пешеходной зоне, если необходимо убрать оттуда снег.
  4. Места для съезда и въезда уборочного оборудования должны быть оснащены специальными пандусами, которые на 0,5 м шире самой техники.
  5. Необходимо предоставить свободный проезд к люкам колодцев, к узлам, с помощью которых можно управлять инженерными сетями, и к источникам водоснабжения пожарного типа.
  6. Дворник должен быть обеспечен складским помещением для хранения дворовых материалов и оборудования.
  7. Периодичность очистки участка вокруг многоквартирного дома определяют органы, занимающиеся самоуправлением.
  8. Тротуары шириной более 3,5 метра убираются специальной техникой.
  9. В зависимости от класса тротуара, определяется способ и периодичность его очистки, а также скорость передвижения спецтехники.
Читать еще:  Можно ли зарегистрировать ребенка в мфц

Перечень обязательных работ по уборке ПТ формируется на федеральном уровне. Муниципальное правление также может внести свои предложения в данной сфере. Все правила трудового распорядка, требования приказов и других нормативных актов управляющей организации вносятся в должностную инструкцию дворника.

Обязанности работника:

  • поддержание чистоты и порядка на прилегающих к дому территорий;
  • уборка тротуаров от мусора, веток и пр., очистка от снега, льда;
  • содержание пожарных колодцев, водяных стоков;
  • обеспечение сохранности растений, заборов, придомового имущества (больше о содержании общедомового имущества МКД читайте тут);
  • очистка, мойка мусорных урн (кто должен убирать мусор во дворе МКД?);
  • уход за подвальными помещениями, погребами, сараями;
  • регулярные обходы территории жилья для наблюдения за его состоянием;
  • подробное информирование руководства о нарушениях;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка, устава компании, в которой трудоустроен дворник;
  • следование технике безопасности, правилам общественного порядка;
  • своевременная сдача смены, с полным завершением намеченных работ;
  • уборка рабочего места;
  • сохранность выданного инвентаря, поддержание рабочего состояния оборудования;
  • уход за используемым инструментом, поддержание рабочего состояния инвентаря;
  • ведение принятой нормативно-технической документации.

Уборка дворовых территорий в зимний и летний периоды

Возле каждого многоквартирного дома есть пространство, доступное для общего пользования. Поскольку оно не принадлежит конкретному лицу, то и уборкой придомовой территории занимается не какой-то жилец дома, а представители привлечённых организаций. Рассмотрим более подробно, кто ответственен за уборку участка, как она должна проходить и что предпринять, если этого не происходит.

Нормативная база

Законодательство об уборке дворовых территорий — это НПА различного уровня. Так, общегосударственные нормы уборки дворовых территорий можно найти в:

  • Жилищном кодексе РФ;
  • постановлении Правительства No 491;
  • Методическом пособии по содержанию и ремонту жилфонда;
  • постановлении Госстроя No 170;
  • актах местного самоуправления.

Как часто требуется

Периодичность уборки устанавливается в индивидуальном порядке. Как правило, это происходит каждый день. Кроме того, согласно законам, зимой количество уборок увеличивается до 2-х раз в день по причине плохих погодных условий.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Зная, кто должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома и организовывать порядок во дворе, контролировать этот процесс могут:

  • жильцы МКД;
  • представители местной власти;
  • Роспотребнадзор.

Чья обязанность

Чтобы иметь возможность контролировать такое мероприятие, нужно знать, чья обязанность убирать территорию в МКД. Это могут быть:

  • сотрудники УК;
  • представители ТСЖ;
  • другие организации, привлеченные на договорных основах.

Наиболее часто, убирает двор УК, предоставляющая жильцам дома и других услуг. Она обязана выполнять свои функции согласно подписанному договору. Поэтому важно, чтобы этот документ был составлен грамотно. В нём должны быть указаны реквизиты сторон, их права и обязанности, оплата, а также ответственность за невыполнение положений документа.

За чей счёт

В нормативах определено, что жилому дому принадлежит площадь, которая находится возле него. Её собственниками считаются все жители многоэтажки и каждый может ею пользоваться: парковать машины, прогуливаться по дорожкам, любоваться клумбами.

В связи с этим владельцы квадратных метров должны финансировать уборку дворовых территорий, как и оказание им других услуг соответствующей организацией. Таким образом, оплата уборки является обязанностью собственников квадратных метров.

Расчёт тарифа происходит с учётом размера помещения, которым владеет тот или иной гражданин. Чем она больше, тем больше придётся платить за предоставляемую услугу.

Нормативы по уборке

Правила уборки придомовой территории в многоквартирном доме единые для всех обслуживающих фирм. Список общеобязательных работ, которые следует проводить на участке, что прилегает к зданию, зависит от времени года.

Кроме того, выделяют и общие мероприятия, на которые сезон не влияет. К ним относят:

  • обустройство мест, предназначенных для работы спецтехники;
  • организация доступности люков, инженерных коммуникаций и теплосетей;
  • выделение мест, необходимых для хранения инструментов, техники и приспособлений, нужных для всех требуемых мероприятий;
  • контроль необходимой ширины тротуаров и внутридворовых дорог;
  • монтаж ограждающих строений.

Летом, когда тепло, в обязанности лиц, что занимаются уборкой придомовых территорий, включают:

  • подметание дорожки;
  • стрижка газона;
  • очистка места вокруг контейнеров для отходов;
  • полив цветочных клумб;
  • покраска лавочек, лестниц, заборов и турников;
  • обеспечение песочницы песком;
  • уборка площадок и очищение урн, расположенных в пределах двора;
  • полив тротуара.

Управляющими компаниями могут проводиться и другие работы, перечень которых обычно прописывается в договоре.

Перед подписанием внимательно изучите предлагаемый вам договор. Только зная его положения, можно требовать от представителей УК или других ответственных лиц, выполнение конкретных видов работ.

В зимний период уборка прилегающего к МКД участка это:

  • уборка двора от снега;
  • рыхление снега на клумбах и местах нахождения зелёных насаждений;
  • посыпание песком, солью дорожек;
  • сбивание сосулек и удаление льда с труб и других конструкций;
  • очистка урн и мусоропровода;
  • уборка мусора;
  • освобождения входа в подвальные помещения.

Если снег превышает 2 см, как уже упоминалось выше, убирать его нужно 2 раза в день. При этом посыпают тротуары солью (песком) раз в сутки.

Санитарная очистка

Для организации необходимых санитарных условий в Москве или любом другом городе страны, УК обязана обеспечивать соблюдение следующих условий:

  • установка мусоросборников должна происходить на отдельно отведённых для них местах, которые имеют асфальтированное или бетонное покрытие;
  • объём урн должен быть не меньше 100 л;
  • площадка вокруг таких конструкций должна быть ограждена;
  • к контейнерам должен быть свободный проезд для спецтехники;
  • рассматриваемый участок должен быть осветлён.

Кроме того, ответственная организация должна контролировать ежедневный вывоз мусора и прочих отходов со всех контейнеров, относящихся к территории этого МКД.

Что делать, если не убирают

Уборка дворовых территорий – это прямая обязанность управляющей фирмы или другой организации, с которой заключён соответствующий договор. Однако в жизни не так редко встречаются ситуации, когда все документы подписаны, платежи исправно оплачиваются, а уборкой дворовых территорий должным образом никто не занимается. Как быть в этом случае?

Ни в коем случае не следует игнорировать этот факт и поощрять нарушения. Всем жильцам дома следует написать коллективную жалобу в свободной форме с изложением своих претензий, касающихся уборки дворовых территорий. Документ должен содержать адрес дома, информацию о сторонах и быть подписанным всеми заявителями. Отнести такую бумагу можно в следующие инстанции:

  • директору УК или председателю ТСЖ;
  • Государственную жилищную инспекцию;
  • службу по защите прав потребителей;
  • правоохранительные органы;
  • суд.

Конечно, для начала следует обратиться к руководству самой организации. Возможно, начальник не знает о том, что у него работают такие нерадивые сотрудники и как-то повлияет на качество предоставляемых услуг или же просто заменит лиц, на которых лежит ответственность за нарушение условий договора, на других специалистов.

Если же такие меры не приведут к нужному результату, в городах функционируют отделения жилищных инспекций и Роспотребнадзора. Они имеют полномочия повлиять на обслуживающие организации. В правоохранительные или судебные органы стоит обращаться, если в действиях сотрудников УК просматриваются злостные нарушения законодательных норм, а также, если в их результате жильцы понесли материальные убытки. Кроме того, в суде также можно требовать возместить человеку и моральный ущерб. Однако всё написанное в заявлении нужно будет подтвердить весомыми доказательствами.

Заключение

Участок возле МКД принадлежит всем жильцам, обязанных за ним следить. Уборкой придомовой территории многоквартирного дома занимаются управляющие организации, с которыми заключается специальное соглашение. В нём перечисляется список всех требуемых работ. Эти требования отличаются в зависимости от времени года. А потому владельцам квадратных метров следует внимательно изучить такой документ, ведь обязанность оплачивать предоставление таких услуг лежит на их плечах.

Читать еще:  Можно ли в москве работать без прописки

Почему УО должна убирать последствия паводка на придомовом участке

Мы писали о том, что мэрия одного из городов России напомнила управляющим организациям, что уборка последствий паводка во дворах многоквартирных домов – их обязанность. Это вызвало поток вопросов от наших читателей. На примере двух судебных дел рассказываем, почему УО может быть привлечена к административной ответственности за весенние лужи перед домом.

УО не считает лужи во дворе нарушением надлежащего содержания общего имущества дома

В орган Госжилнадзора обратился житель одного из многоквартирных домов Петрозаводска с жалобой на подтопление придомовой территории до 6 кв.м. площади. ГЖИ по итогам проверки направила управляющей домом организации предписание об устранении нарушений по надлежащему содержанию общего имущества в 4-хдневный срок.

Новая проверка показала, что УО не выполнила предписание, поэтому орган ГЖН обратился в суд. Мировой судья привлёк управляющую организацию к административной ответственности и оштрафовал её по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ – за невыполнение законного предписания надзорного органа.

УО не согласилось с таким решением и подала апелляционную жалобу отметив, что в предписании надзорное ведомство не указало, каким образом должно быть исполнено требование устранить подтопление.

К тому же УО не считала, что нарушила требования по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, поскольку в её обязанности по договору управления не входят работы по осушению луж на придомовой территории в период таяния снега и дождя.

Организация указала на то, что производит своевременную уборку территории и следит за её санитарным состоянием, наличие же лужи на удалении 5-7 метров от дома не влияет на такое состояние, поскольку не угрожает жизни и здоровью граждан. Поэтому УО в жалобе просила суд отменить решение мирового судьи и признать предписание органа ГЖН незаконным.

УО не приняла всех возможных мер по содержанию земельного участка в надлежащем виде

Рассматривая дело об административном правонарушении, суд основывал решение на нормах ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ: юрлицо виновно в таком нарушении, если не предприняло всех доступных ему мер по соблюдению предъявляемых к нему в силу закона требований.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, берёт на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества. Требования и нормы по надлежащему содержанию ОИ МКД изложены в том числе в ПП РФ № 416, ПП РФ № 491 и постановлении Госстроя РФ № 170.

Согласно п. 4.1.1 постановления № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда, среди прочего, должна обеспечить предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Все текущие и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться УО вне зависимости от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.

Поэтому уборка придомовой территории, входящей в состав общего имущества, отнесена к обязанностям и находится в сфере ответственности управляющей организации (пп. «г», «з » п.11 ПП РФ № 491).

УО не представила суду доказательств, что предпринимала все зависящие от нёе меры по осушению придомового участка, а затем – выполнения предписания, выданного ГЖИ.

Отсутствие в предписании ГЖИ перечисления конкретных действий по его выполнению не свидетельствует о его незаконности. УО могла исполнить требование органа ГЖН любыми способами, не запрещёнными законом, в том числе согласовав их с компетентными органом и службами.

Жалоба УО была отклонена судом, решение мирового судьи о признании организации виновной в административном правонарушении оставлено в силе.

УО не соблюдает сроки по весенней уборке придомовых территорий

В ещё одном судебном деле управляющая организация смогла оспорить выданное предписание и штраф за состояние придомовой территории в весенний период, поскольку контрольный орган привлёк её к ответственности по статье нормативно-правового акта субъекта РФ, а не федерального законодательства.

Один из муниципалитетов Пермского края на основании проверки состояния дворовых территорий составил акт в отношении управляющей организации, которая не обеспечила очистку двора многоквартирного дома от остатков снега, льда и талой воды. Тем самым УО не обеспечила свободный и безопасный проход граждан и проезд автотранспортных средств, спецтехники к подъездам дома.

УО была признана виновной в административном правонарушении по статье закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» и была оштрафована на 15 000 рублей.

УО подала жалобу в суд, требуя отменить постановление муниципалитета, поскольку следовала указаниям заместителя начальника городского Управления строительства и ЖКХ, который установил крайние сроки по уборке территорий. На момент проверки муниципалитетом этот срок ещё не истёк. До назначенной письмом чиновника даты УО предоставила отчёт о выполнении всех необходимых работ.

Неубранная придомовая территория – нарушение лицензионных требований

Суд, проанализировав материалы дела, отметил, что действия/бездействие УО являются нарушением лицензионных требований к оказанию услуг и выполнению работ по управлению МКД, содержанию общего имущества собственников:

  1. В состав общего имущества собственников входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491).
  2. Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем доступность помещений и земельного участка, на котором расположен дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (п. 10 ПП РФ № 491).
  3. К работам и услугам по содержанию общего имущества собственников относится в том числе уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества (п. 11 ПП РФ № 491).
  4. Организации по обслуживанию жилфонда с наступлением весны должны организовать промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод, систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети, общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, сбор и удаление мусора, снега и льда (п. 3.6.27 постановления № 170).

Следовательно, УО нарушила федеральное законодательство, а не НПА субъекта РФ, и могла быть привлечена к ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Суд признал постановление муниципалитета незаконным и отменил штраф.

УО удалось оспорить постановление муниципалитета не потому, что она не должна была устранить подтопление придомовой территории, а потому что орган местного самоуправления привлёк её к ответственности за нарушение норм регионального НПА, а не федерального законодательства.

Иметь в виду

На примере двух судебных решений можно сделать вывод о том, что лужи во дворе многоквартирного дома, если земельный участок включён в общее имущество МКД, – головная боль управляющей организации или ТСЖ.

Особенно актуальна эта тема весной, когда сходит снег, а ливневая канализация не работает. Прочистка и отведение воды со двора дома, обеспечение прохода людей и проезда машин входят в обязанности управляющей домом организации.

В случае, если при проверке органом жилищного надзора будут выявлены нарушения в содержании дворовой территории, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Одним из лицензионных требований к УО также является организация аварийно-диспетчерской службы в соответствии нормами жилищного законодательства. Мы предлагаем вам воспользоваться сервисом «АДС на 100%», который гарантирует УО, что их АДС будет полностью соответствовать всем лицензионным требованиям. Узнайте больше уже сейчас!

Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%». При оплате полного доступа после окончания тестового периода мы предоставим вам бесплатный доступ к курсу «Деловое общение для сотрудников управляющих компаний».

Полезная статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями

Мы писали о том, что мэрия одного из городов России напомнила управляющим организациям, что уборка последствий паводка во дворах многоквартирных домов – их обязанность. Это вызвало поток вопросов от наших читателей. На примере двух судебных дел рассказываем, почему УО может быть привлечена к административной ответственности за весенние лужи перед домом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector