Какие дела рассматривает военный суд

14. Военные суды

Общая характеристика военных судов в судебной системе РФ:

— военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции российской судебной системы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;

— обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и государства. Гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГПК РФ и УПК РФ;

— не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики;

— рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан;

— в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы;

— функционирование военных судов происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ;

— высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ;

— при осуществлении своих судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т. ч. и командованию соответствующего воинского формирования.

Подведомственность военных судов:

а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских •формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) возникшие и подлежащие рассмотрению в местах, где не функционируют гражданские суды (например, за пределами РФ);

в) о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором рассматривается военным судом в соответствии с нормами о подведомственности уголовных дел;

г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протестам военных прокуроров);

а) о преступлениях, совершенных военнослужащими , т. е. гражданами, проходящими добровольно (по контракту) и по призыву военную службу как особый вид федеральной госслужбы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти РФ, воинских подразделениях противопожарной службы МЧС РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях;

б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские суды, в соучастии с военнослужащим (военнослужащими), лицами начальствующего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы;

в) военные суды, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ, рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;

2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

Основное звено военных судов составляют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

— Военные суды основного звена рассматривают:

— по первой инстанции уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам;

— по первой инстанции все гражданские дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;

— дела по жалобам на решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока заключения под стражу;

— проверяют законность и обоснованность решений и действий органов предварительного расследования и дознания (прекращение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела и т. п.).

Военные суды основного звена состоят из председателя суда (иногда и его заместителей), судей (членов суда).

Среднее звено военных судов составляют суды военных округов, флотов, видов и групп войск.

Военные суды среднего звена рассматривают:

— по первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции;

— по первой инстанции гражданские дела, подведомственные военным судам и содержащие сведения, составляющие государственную тайну, иные гражданские дела, а также все другие гражданские дела, подсудные военным судам основного звена, с согласия обеих сторон;

— в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры, определения, решения и постановления военных судов основного звена;

— контролируют законность и обоснованность действий и решений органов предварительного расследования и дознания.

Военные суды среднего звена состоят из председателей судов, их заместителей, судей (членов суда).

Высшее звено военных судов Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

— по первой инстанции уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и равных им по служебному положению;

— гражданские дела о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, дела о которых рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда РФ;

— в кассационной инстанции приговоры и иные судебные решения всех нижестоящих судов, не вступившие в законную силу;

— в порядке надзора вступившие в законную силу приговоры и иные судебные решения нижестоящих военных судов.

Законность и обоснованность приговоров, определений и постановлений Военной коллегии могут быть проверены в порядке надзора Президиумом Верховного, Суда РФ по протесту Председателя Верховного Суда РФ или Генерального прокурора РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ наряду с правами председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ обладает также правом:

— принесения протестов в порядке надзора;

— приостановления приговоров и иных судебных решений в установленных законом случаях.

Организацией работы в военных судах ведают их председатели и аппараты судов в составе: администратора суда, заведующего канцелярией, консультантов, секретарей судов и судебных заседаний, рядовых работников аппарата. Функции этих лиц по организации работы военных судов сходны с функциями работников аппарата гражданских судов.

Правоохранительные органы

Подведомственность военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.

Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

  • к военнослужащим;
  • к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
  • либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.

Читать еще:  Методы борьбы с шумными соседями сверху

В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах — «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. В ч. 1—3 ст. 2 («Военная служба. Военнослужащие») последнего из них говорится: «1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. «.

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: «Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы».

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым «лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются.

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5—8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» от 27 апреля 1993 г. № 5.

Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.

Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).

Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Читать еще:  Кредитные каникулы в райффайзенбанке как оформить

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

  • преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
  • преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
  • воинские преступления (ст. 331—352 УК);
  • а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

В его ст. 3 предусмотрено, что «Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы».

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:

  • военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
  • гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
  • лица, командированные в воинские формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома «Байконур» и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Какой суд рассматривает уголовные дела: как определить в какой суд обращаться

Согласно действующим положениями Конституции РФ дела различной направленности и формата рассматривают суды различной инстанции. Существуют самые различные органы, рассматривающие различные спорные и даже конфликтные ситуации, однако, имеется определенный законодательный регламент, который устанавливает свои порядки в отношении того, какой суд рассматривает уголовные дела, а какой суд принимает решение по уголовным делам.

Рассмотрим данный вопрос подробнее и постараемся разобраться в том, какие суды, какие дела рассматривают и в каком порядке это выполняется. Кроме того уделим внимание ситуации, касающейся того, какие обращения рассматривает исключительно гражданский суд.

Что такое суды общей юрисдикции, и какие дела они рассматривают

Для начала, стоит отметить, что на таком этапе рассматривают дела различного рода. В частности речь идет о гражданских, уголовных или административных правонарушениях. Каждая ситуация имеет свои особенности и нюансы, которые мы подробнее рассмотрим далее.

Какие дела могут быть рассмотрены в данной судебной инстанции

Все вопросы, связанные с рассмотрением гражданских дел, регулируются отдельным документом – гражданско-процессуальным кодексом РФ. Согласно отдельным положениям кодекса, в суды общей юрисдикции направляются исковые заявления для рассмотрения дел, где сторонами выступают непосредственно граждане.

В данной инстанции могут быть рассмотрены следующие обращения:

  • иски, касающиеся дел гражданских, трудовых и семейных, жилищных, земельных и других вариантов правоотношений;
  • заявления о взыскании долгов, в отношении которых уже был выписан судебный приказ;
  • обращение на неправомерное действие или на полное бездействие госорганов;
  • дела, в рамках которых потребуется открыть особое производство с целью в будущем установить определенный юридический факт;
  • в случае необходимости оспорить решение третейского судьи или получить ИЛ на решение выданное таким судьей.

Важно отметить, что дело может быть рассмотрено в нескольких инстанциях. С одной стороны речь идет о первой инстанции, когда поданное обращение принимают к рассмотрению мировые или районные судьи.

Какие вопросы решает Конституционный суд

Согласно действующему порядку работа и сфера деятельности данного органа определены на федеральном уровне. Прежде всего, речь идет об определении полномочий судебного органа. В данном случае суд может рассматривать дела, касающиеся различных аспектов права, однако, непосредственно обстоятельства конкретного дела не изучаются.

Иными словами, в Конституционный суд могут быть поданы обращения от граждан, организаций или других должностных лиц, если их права и свободы, прописанные в Конституции РФ нарушены. Данное право также закреплено за гражданами, которые считают, что отдельные положения основного закона страны являются неточными и нуждаются во внесении поправок.

Какие дела рассматривает мировой судья

На этом этапе гражданские дела рассматривает мировой судья. Уполномоченное лицо вправе открывать делопроизводство лишь в то случае, когда:

  • сумма искового обращения составляет не более 5 тыс. рублей, включая раздел имущества граждан, состоящих в брачных отношениях;
  • когда при расторжении брака, родители не выдвигают спорных требований относительно проживания и воспитания детей;
  • по делу уже был выдан судебный приказ;
  • если устанавливается порядок пользования имуществом гражданина.

Все остальные дела рассматриваются уже районным судом в том регионе, где проживает или фактически находится оветчика, а иногда и заявитель.

Арбитражные суды

Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.

Судьи арбитражных судов рассматривают:

  • экономические споры;
  • заявления о неправомерных действиях и бездействиях государственных органов, неправомерных решений государственных органов (должностных лиц);
  • исковые заявления о совершенных административных правонарушениях;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов.

Некоторые дела рассматриваются только арбитражным судом:

  • дела о банкротстве;
  • дела по корпоративным спорам;
  • споры по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • споры о деятельности депозитариев;
  • о защите деловой репутации.

Военные суды

Военные суды образуются и действуют в порядке, установленном Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».

В военный суд подают иски военнослужащие и те, кто находится на военных сборах.

Военный суд рассматривает:

  • иски военнослужащих и граждан, находящихся на военных сборах, по гражданским и административным делам;
  • дела о совершенных военнослужащими и гражданами, находящимися на военных сборах уголовных преступлениях и административных правонарушениях.

Третейский суд

В третейском суде может быть рассмотрен любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, при условии, что на такое разрешение спора согласны обе стороны спора и между ними заключено третейское соглашение.

Исключением является рассмотрение дела о банкротстве, которое не может быть передано в третейский суд.

Кем и в каком порядке рассматриваются дела об административном правонарушении

Регулированием данного вопроса занимается одноименный кодекс, однако, есть ряд нюансов, которые обязательно стоит принимать во внимание при подаче искового заявления.

Если в деле нет одной из сторон, то рассмотрение такого обращения будет происходить в судах общей юрисдикции. Судебное разбирательство, в котором может потребоваться проведение административного расследования, а также выезд за пределы государства, приостановление какой-либо деятельности или дисквалификации уполномоченных сотрудников госслужбы или муниципального органа, организуется в районном суде.

В случае рассмотрения дел о различных собраниях и митингах, а также о нарушениях общественного порядка и безопасности, обращение происходит непосредственно в районные суды. Все остальные дела и обстоятельства рассматривают мировые судьи.

Какой суд рассматривает уголовные дела

В каком суде рассматриваются уголовные дела? Опасные человеческие деяния, которые попадают под статьи Уголовного кодекса, разбираются и анализируются в суде общей юрисдикции. Такие разбирательства имеют две цели:

  1. Защитить пострадавшего.
  2. Защитить или наказать виновного.
Читать еще:  Какие документы нужны чтобы подать на развод в беларуси

Рассмотрение уголовного дела происходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела.
  2. Собрание улик и доказательств.
  3. Подготовка материала (слушание).
  4. Суд по уголовным делам I инстанции.
  5. Суд по уголовным делам II инстанции (апелляционный и кассационный суд).
  6. Приговор.

Если говорить о том, какие суды какие дела рассматривают, то суд общей юрисдикции, кроме уголовных, вершит также правосудие над гражданскими и административными правонарушениями.

Уголовные судебные процессы протекают дольше, нежели арбитражные. Это можно объяснить длительными следствиями, прокурорскими проверками и сбором материала. В криминальных судебных заседаниях принимают участие:

  • государственные органы (судья, прокурор, следователь);
  • заинтересованные лица (подсудимые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели);
  • защитники;
  • представители;
  • общественные организации (трудовой коллектив и т. д.);
  • эксперты, которые помогают судье вершить правосудие.

Как рассматриваются уголовные дела

Регулирует рассмотрение уголовных дел одноименный кодекс. Подобные делопроизводства находятся под юрисдикцией районных и мировых судей. Если обвиняемым было подано специальное ходатайства, то к заседанию привлекаются присяжные заседатели.

Заключение

Помимо перечисленных судебных инстанций также можно отметить военные суды, где рассматриваются вопросы, связанные с действиями военных преступников, а также третейские и арбитражные суды. Каждый орган наделен определенными полномочиями и может принимать соответствующие решения, исходя из общих обстоятельств дела. Именно этими моментами стоит руководствоваться при обращении с исковым заявлением в судебную инстанции.

Подсудность дел военным судам

Согласно ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу — по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба. Военные суды относятся к системе судов общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Подсудность уголовных дел военным судам является разновидностью персональной подсудности и регулируется ст. 31 — 36 УПК, а также Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Военным судам подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы. Исходя из данного определения, можно выделить следующий критерий отнесения дел к подсудности военных судов — наличие статуса обвиняемого — военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы [1] .

При соучастии в преступлении, если одно из лиц — военнослужащий, то при определении подсудности дело должно быть передано на рассмотрение в военный суд (ч. 7.1 ст. 31 УГ1К).

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими всегда подсудны военным судам вне зависимости от степени тяжести преступления (так, например, в системе военных судов отсутствуют суды мировой юстиции. Соответственно дела, отнесенные УИК к подсудности судов мировой юстиции, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, а также другими гражданами Российской Федерации, проходящими военные сборы, если деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не установлено международным договором РФ.

В систему военных судов входят гарнизонные (военные) суды и окружные (флотские) военные суды.

Гарнизонный военный суд — суд, действующий на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»), Соответственно, основной массив уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц относится к подсудности гарнизонного военного суда.

В компетенцию гарнизонного военного суд входит рассмотрение уголовных дел о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»,

ч. 2 и 3 ст. 29 УПК).

Окружной (флотский) военный суд — суд, действующий на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (ст. 13 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»),

В компетенцию окружного (флотского) военного суда входит рассмотрение уголовных дел в первой инстанции, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, а также дела, которые при существовании реальной угрозы личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (например, дела о терроризме, бандитизме) по решению Верховного Суда РФ могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4—7 ст. 35 УПК). Также данный суд рассматривает дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Согласно ч. 6.1 ст. 31 УПК исключительной компетенцией рассматривать все уголовные дела террористической направленности наделены Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда в пределах, установленных Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», рассматривают дела:

  • 1) в первой инстанции уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УГ1К;
  • 2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, — в апелляционном порядке;
  • 3) по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, — в кассационном порядке;
  • 4) на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции;
  • 5) дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что понимается под подсудностью конкретного уголовного дела?
  • 2. Какими признаками обладает подсудность?
  • 3. Что такое территориальная подсудность?
  • 4. Что такое родовая подсудность?
  • 5. Что такое персональная подсудность?
  • 6. Кем определяется подсудность дел частного обвинения?
  • 7. Кем решается вопрос о передаче дела по подсудности?
  • 8. Перечислите дела, подсудные районному суду.
  • 9. Какие суды входят в систему военных судов?
  • 10. Перечислите уголовные дела, подсудные военным судам.
  • [1] Военнослужащий — лицо, исполняющее обязанности, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутреннихдел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях прифедеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированияхфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в областигражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральнойпротивопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.Статус военнослужащего имеют граждане, проходящие военную службу по контракту илино призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащего с момента призыва на военную службу, который прекращается с момента окончания военной службы. Граждане, проходящие военные сборы, также относятся к военнослужащим на времяпрохождения сборов, поэтому дела об их преступлениях, совершенных в данный период, будут рассматриваться военными судами.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector